Машины завоевывают рабочие места в сфере услуг. К чему готовиться людям?

Когда-то считалось, что в сфере услуг роботизация невозможна — машина не может заменить общение с живым человеком. Однако COVID-19 разрушил этот стереотип и стал стимулом для ускорения автоматизации. В США роботы уже принимают заказы у посетителей, готовят еду, убирают помещения, ухаживают за больными и снимают показания счетчиков. Эксперты оценили, может ли автоматизация привести к увеличению безработицы. Машины завоевывают рабочие места в сфере услуг. К чему готовиться людям?

Попросите сэндвич с ростбифом в магазине Arby к востоку от Лос-Анджелеса, и вам ответит Тори — голосовой помощник с искусственным интеллектом, — который примет заказ и отправит его поварам.

«Он не берет больничные, — говорит Амир Сиддики, семья которого в этом году установила голосового помощника с ИИ в одной из своих торговых точек Arby в Онтарио, штат Калифорния. — Он не болеет коронавирусом. И он очень надежный».

В 2020 году пандемия обрушилась на США и принесла не только угрозу здоровью американцев, но в долгосрочной перспективе может лишить их рабочих мест.

Новые возможности

Столкнувшись с проблемой дефицита рабочей силы и возросшими затратами на оплату труда, компании начинают постепенно автоматизировать отдельные направления сферы услуг. Еще недавно экономисты считали, что работа в этом секторе экономики навсегда останется за человеком, так как машины не смогут обеспечить человеческий контакт, который, по их мнению, важен клиентам.

Прошлый опыт показывает, что такие волны автоматизации в конечном итоге создают больше рабочих мест, чем уничтожают. Но сокращения в основном приходятся на менее квалифицированные рабочие места, от которых зависят многие работники с низкими доходами. В результате экономике США грозит все больше проблем.

Если бы не пандемия, Сиддики, вероятно, не стал бы вкладывать средства в новые технологии, которые могут оттолкнуть существующих сотрудников и некоторых клиентов. Но все прошло гладко, говорит он: «Сейчас нам нужно меньше людей, но теперь они работают на кухне и в других зонах».

«В идеале благодаря автоматизации сотрудники могут перейти на лучшую, более интересную работу, если получат соответствующую техническую подготовку», — говорит Йоханнес Моениус, экономист из Университета Редлендса.

При этом он отмечает, что «именно это сейчас и происходит, хотя не так быстро как хотелось бы».

Более того, целый класс рабочих мест в сфере обслуживания, созданных после того как производственный сектор стал активно внедрять автоматизацию, теперь может оказаться под угрозой. «Роботы покинули производство и двинулись в гораздо более крупный сектор услуг, — говорит он. — Я думал, что эта сфера всегда будет оставаться за живым человеком. Я был полностью застигнут врасплох».

Усовершенствования в технологии роботов позволяют машинам выполнять многие задачи, которые раньше могли делать только люди, — подбрасывать тесто для пиццы, перевозить больничное белье, проверять датчики, сортировать товары. Пандемия ускорила их внедрение. В конце концов, роботы не могут болеть или распространять вирусы. Они также не просят отпуск, чтобы справиться с непредвиденными ситуациями по уходу за детьми.

Экономисты Международного валютного фонда выявили, что прошлые пандемии побуждали компании вкладывать средства в машины таким образом, чтобы они могли повысить производительность, но также полностью сократили низкоквалифицированные рабочие места.

«Результаты наших наблюдений показывают, что опасения по поводу роста числа роботов на фоне COVID-19 кажутся оправданными», — отмечается в рабочем документе МВФ, опубликованном в январе 2021 года.

Наибольшему риску подвержены менее образованные женщины. Они, как правило, непропорционально часто занимают низко- и среднеоплачиваемые должности, где вероятность распространения вирусных инфекций и внедрения автоматизации самая высокая. Например, это  продавцы, административные помощники, кассиры и младший медперсонал в больницах, или сиделки, которые заботятся о больных и пожилых людях.

При этом работодателям, похоже, нравится автоматизация. Опрос, проведенный в прошлом году Всемирным экономическим форумом, показал:

  • 43% компаний планировали сократить численность персонала в результате внедрения новых технологий;
  • со 2 кв. 2020 года рост корпоративных инвестиций в оборудование составил 26%, что в два раза выше, чем рост в целом по экономике.

По данным Международной федерации робототехники, ожидается, что самый быстрый рост будет у машин, которые моют полы в супермаркетах, больницах и на складах, и торговых роботов. В этой же группе ожидается рост продаж среди моделей, которые предоставляют покупателям информацию или обслуживают гостиничные номера.

Успешные примеры

Рестораны были одними из самых заметных адептов автоматизации. В конце августа, например, сеть салат-баров Sweetgreen объявила о покупке стартапа по производству кухонной робототехники Spyce, модели которого могут готовить блюда из овощей и зерновых и распределять по мискам.

И дело не только в роботах — растет число программ и сервисов на базе искусственного интеллекта. Starbucks автоматизирует внутреннюю задачу по контролю запасов в магазине. Все больше торговых точек переходят на систему самообслуживания.

Прошлой осенью Скотт Лоутон, CEO сети Bartaco в Арлингтоне, штат Вирджиния, столкнулся с большими проблемами при попытке вернуть официантов в рестораны, когда они снова открылись во время пандемии.

Поэтому он решил обойтись без них и обратился к разработчику ПО, чтобы создать систему онлайн-заказов и расчетов, которую гости могли использовать на своих телефонах. Теперь посетители просто сканируют штрих-код в центре каждого стола, чтобы получить доступ к меню и сделать заказ, не дожидаясь официанта. Сотрудники приносят еду и напитки к их столам. Оплата также осуществляется по телефону.

Фото в тексте: Techxplore

Нововведение привело к сокращению штата, но для сотрудников условия не стали хуже. В каждом ресторане Bartaco — а их 21 — сейчас работают до восьми помощников менеджеров, что примерно вдвое больше, чем до пандемии. Многие из них — бывшие официанты. Они ходят между столами и следят, чтобы гости получали все, что заказывали. Теперь они получают от $55 тыс. в год вместо почасовой оплаты.

Чаевые распределяются между всеми сотрудниками, включая посудомойщиков, которые теперь обычно зарабатывают $20 в час или больше, что намного выше, чем их заработная плата до пандемии. «У нас нет той нехватки рабочей силы, о которой вы читаете в новостях», — говорит Лоутон.

Глобальные факторы

Распространение автоматизации не остановило значительный рост новых вакансий в США — по крайней мере, пока.

Экономика США потеряла 22,4 млн рабочих мест в марте-апреле 2020 года, когда ураган пандемии обрушился на страну. Однако уже с апреля 2020 года работодатели вернули 17 млн рабочих мест, а в июне разместили дополнительно рекордные 10,1 млн вакансий и продолжают жаловаться, что до сих пор не могут их закрыть.

За этим бумом стоит рост расходов потребителей, многие из которых пережили кризис в неожиданном финансовом благополучии. Это стало возможным благодаря федеральным выплатам, а также сбережениям, накопленным за счет работы из дома и экономии на поездках на работу.

Марк Занди, главный экономист Moody’s Analytics, ожидает, что работодатели, вероятно, будут бороться за работников еще долгое время.

Во-первых, многие американцы не торопятся возвращаться к работе. Некоторые все еще опасаются рисков для здоровья, связанных с COVID-19, а также проблем по уходу за детьми. Другие живут за счет щедрых федеральных пособий по безработице, срок действия которых истекает по всей стране 6 сентября.

Кроме того, с рынка труда уходит поколение беби-бумеров в связи с достижением пенсионного возраста. «В обозримом будущем ситуация с занятостью будет все более напряженной», — считает Занди.

На данный момент краткосрочные выгоды от экономического роста полностью компенсируют потери рабочих мест из-за автоматизации. Как правило, ее последствия проявляются постепенно в течение нескольких лет и могут длиться недолго. 

В прошлом году исследователи из Университета Цюриха и Университета Британской Колумбии обнаружили, что так называемое «безработное восстановление» за последние 35 лет, когда экономический рост после рецессии обгонял занятость, можно объяснить потерей рабочих мест, которые можно было автоматизировать.

Несмотря на то, что с середины прошлого года компании активно нанимают сотрудников, экономике США по-прежнему не хватает 5,3 млн рабочих мест по сравнению с тем, что было в феврале 2020 года. 

Ведущий американский экономист Oxford Economics Лидия Буссур подсчитала: автоматизировать можно 40% незакрытых вакансий, особенно в сфере пищевой промышленности, розничных продаж и производства.

Некоторые экономисты опасаются, что из-за автоматизации работники вынуждены занимать низкооплачиваемые должности. Экономист Массачусетского технологического института Дарон Аджемоглу и Паскуаль Рестрепо из Бостонского университета в июне подсчитали, что до 70% стагнации заработной платы в США в период с 1980 по 2016 год можно объяснить тем, что машины заменили людей, выполняющих рутинные задачи.

«Многие автоматизированные рабочие места относились к среднему уровню квалификации», — говорит Аджемоглу. — Их больше не существует, и рабочие, которые раньше их выполняли, теперь занимаются более низкоквалифицированной работой».

Источник.

Фото на обложке: Stefeno Mazzola / Shutterstock

Источник: rb.ru

Понравилась новость? Поделитесь с друзьями:
AdMarket News