Часть транзита газа из России в Европу остановилась: что будет дальше

Украина отказалась принимать российский газ для Европы через станции, расположенные на территории Луганской народной республики и перешедшие под контроль российских войск, заявив о наступлении форс-мажорных обстоятельств. «Газпром» пока технически не может перенаправить газ через подконтрольную Украине территорию, а из-за правительственных контрсанкций остался и без польского участка газопровода «Ямал — Европа». Из-за опасений сокращения поставок цены на газ в Европе 12 мая поднялись на 20%

Газотранспортная система (ГТС) Украины объявила 10 мая о возникновении «обстоятельств непреодолимой силы», которые сделали невозможным дальнейшую транспортировку газа через газоизмерительную станцию (ГИС) «Сохрановка» и пограничную компрессорную станцию (КС) «Новопсков», находящиеся на подконтрольной России территории ЛНР. Через «Новопсков» проходит почти треть поставляемого через Украину в Европу российского газа — до 32,6 млн кубометров в сутки, говорится в заявлении. 

В 2021 году Евросоюз импортировал примерно 155 млрд кубометров природного газа из России — около 40% от общего объема потребляемого газа. Через Украину газ идет по двум маршрутам: южному (через «Сохрановку», газопровод «Союз») и северному (через станцию «Суджа», газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород» — расположен на подконтрольной Украине территории).

Альтернативные маршруты — проходящий через Белоруссию и Польшу газопровод «Ямал — Европа» и «Северный поток — 1» до Германии по дну Балтийского моря.  

 

ГТС Украины сообщила о прекращении транспортировки газа через «Сохрановку» с 7:00 11 мая и предложила «Газпрому» перевести потоки газа в «Суджу», уточнив, что причиной этого требования стали «зафиксированные диспетчерами ГТСУ 9 мая несанкционированные изменения режимов транспортировки газа» в направлении ДНР и ЛНР.

Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сообщил в Telegram-канале, что перенос объемов на станцию «Суджа», исходя из российской потоковой схемы, технологически невозможен.

В ответ ГТСУ в новом заявлении назвала утверждения «Газпрома» несостоятельными, отметив, что через «Суджу» проходит три газопровода с общей технической пропускной способностью 244 млн кубометров в сутки: «Эти объемы более чем в два раза превышают общий транзитный поток по ГТС Украины по текущим договорным обязательствам — 109,6 млн куб. м в сутки».

После заявления ГТС Украины и ответа «Газпрома» стоимость газа в Европе 10 мая выросла на 8% из-за опасений по поводу транзита. В четверг, 12 мая, цены выросли еще на 20%. 

Ситуацию усугубило постановление правительства России, которое ввело контрсанкции против 31 европейской и американской компаний. В список попали в основном бывшие «дочки» «Газпрома», национализированные Германией, а также оператор польского участка газопровода «Ямал — Европа» — EuRoPol GAZ. После выхода постановления «Газпром» заявил, что запрет на совершение сделок и платежей в пользу лиц, находящихся под санкциями, означает запрет на использование принадлежащего компании EuRoPol GAZ газопровода для транспортировки российского газа через Польшу.

Заставить «Газпром» потратиться

По словам эксперта межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирины Кезик, Киев хочет перевести объемы с южного маршрута газопровода на северный, чтобы затруднить газоснабжение Донбасса и вынудить «Газпром» пойти на дополнительные расходы, связанные с перестройкой маршрутов поставок.

«Отдельным аспектом данного вопроса остается действующее соглашение на транзит российского газа через Украину, положения которого предусматривают условие «качай или плати», что предполагает оплату забронированных транзитных мощностей даже в случае снижения поставок», — говорит старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. Иными словами, если «Газпром» не прокачает оговоренный объем, ему все равно придется платить за транспортировку. 

«Подтвердить или опровергнуть заявления, которые звучат с обеих сторон, объективно сложно, поскольку в этой ситуации существует много недостоверной информации», — сказал Forbes главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов. Но, по его словам, мотивацию и Украины, и России в этом вопросе понять можно.

Эксперт считает, что Украина мотивирует свой отказ от предоставления услуг транзита по прокачке российского газа через «Сохрановку» тем, что не контролирует эту точку украинской ГТС и, соответственно, не готова брать на себя риски, связанные с транзитом по этому участку. Проблема же «Газпрома» в том, что для переориентации поставок российского газа необходимо перенастроить поставки внутри России, что не так просто.

«Если на Украине с этим проблем нет, поскольку украинская ГТС сейчас очевидным образом недозагружена и там есть возможность достаточно гибко перенаправить поставки, то внутри России все не так очевидно, — утверждает Громов. — Для того чтобы это сделать, «Газпрому» потребуется время». 

Объявленную 10 мая приостановку прокачки газа через «Сохрановку» стоит воспринимать скорее как политический укол, направленный на создание дополнительных трудностей для «Газпрома», чем как реальный форс-мажор на объектах транзитной инфраструктуры, полагает Блохин. Эксперты напоминают, что транзит российского газа в Европу и ранее велся через территории, подконтрольные ДНР и ЛНР, и проблем с этим не возникало.

К чему это может привести 

«Действия украинской стороны могут привести к временному ограничению экспорта российского газа в отдельные страны ЕС, такие как Австрия, Италия и ближайшие страны Восточной Европы», — полагает Блохин. По его словам, включение польского оператора газопровода «Ямал — Европа» в российский санкционный список  ограничивает возможности «Газпрома» в вопросе перенаправления объемов прокачки российского газа по другим каналам.

Громов также полагает, что запрет сотрудничества с польской компанией закрывает «Газпрому» дорогу к использованию газопровода «Ямал — Европа», куда российская компания могла бы перевести часть поставок в Европу, невзирая на дополнительные затраты. Газопровод «Северный поток — 1» используется почти по максимуму в связи с заявками европейских потребителей, и увеличить объемы прокачки по нему значительно не получится. 

В контрасанкциях для стран, зависящих от украинского транзита, можно найти и плюс — высвобождаются транзитные мощности. «Существенное снижение поставок в адрес бывших «дочек» «Газпрома» в Германии и других аффилированных с ними компаний, также подпавших под санкционные ограничения со стороны России, позволит в определенной мере сгладить негативный эффект от сокращения доступных транзитных мощностей на украинском маршруте», — говорит Блохин.

Впрочем, это не решит проблему полностью. Вице-канцлер ФРГ, министр по делам экономики и защиты климата Роберт Хабек назвал предполагаемое сокращение поставок российского газа в Германию в результате российских контрсанкций «символическим», оценив его в 10 млн кубометров в день, или 3% от германского импорта (напомним, через «Сохрановку» проходило порядка 33 млн кубометров газа в сутки).  

 

Громов считает, что связи между остановкой транзита через «Сохрановку» и введением Россией контрсанкций, еще сильнее усложнивших транзит, нет. «Просто так совпало в моменте, что российские власти в координации с »Газпромом» разработали свой пакет контрсанкций, а Украина отказалась от использования маршрута транзита через «Сохрановку», — говорит Громов.

Сразу «Газпром» восполнить выпадающие объемы не сможет, считает Громов. Это может получиться через некоторое время, если удастся перенастроить потоки внутри России. 

До зимы серьезных последствий не ожидается

Аналитики полагают, что, поскольку конфликт возник после окончания зимнего отопительного сезона, он не будет иметь серьезных последствий для Европы в ближайшие месяцы.

«Примечательным остается тот факт, что решение украинской стороны о прекращении приемки газа в пункте «Сохрановка» совпало по времени со значительным ростом выработки электроэнергии возобновляемыми источниками в Европе», — указывает Блохин из Альфа-банка. Он ссылается на данные WindEurope, в соответствии с которыми 10 мая доля ветряной генерации в энергобалансе ЕС достигла 18-19%, в то время как на прошлой неделе она в среднем составляла порядка 10-11%.

Это позволило европейским импортерам сократить 10 мая заявку на российский газ до 88,2 млн с заявленных ранее 97,5 млн куб. метров. Поскольку, по прогнозам, ветреная погода в ЕС сохранится в ближайшее время, благоприятная ситуация на энергорынке Европы могла подтолкнуть Украину к подобным действиям, предполагает Блохин.

 

Момент выбран Украиной достаточно удачно с той точки зрения, что в Европе закончился отопительный сезон и хорошо работают ветрогенераторы, соглашается Громов. «В текущем моменте Европа с наименьшими потерями сможет пережить возможную остановку части поставок российского газа, — отмечает он. — Другое дело, что эта ситуация не может длиться долго, потому что сегодняшние возможности стран Европы обойтись без российского газа —  это возможности буквально нескольких месяцев, а дальше возникает вопрос заполнения хранилищ и подготовки к осеннее-зимнему отопительному сезону».

В Европе продолжается активный сезон закачки газа в подземные хранилища, заполненные всего на 37%, что почти на 5 процентных пунктов ниже средних показателей за последние пять лет, напоминает Блохин из Альфа-банка. «В случае если в ближайшие месяцы нарастить прокачку по украинскому маршруту существенным образом не удастся, последние действия украинских и российских властей рискуют сорвать планы ЕС по заполнению газохранилищ до 80% к ноябрю этого года, что критично в рамках подготовки к началу отопительного сезона, — отмечает эксперт. — Это может привести к очередному витку энергетического кризиса в Европе, что в условиях ограничения поставок скажется в первую очередь на ценовой конъюнктуре рынка».

Источник: www.forbes.ru

Понравилась новость? Поделитесь с друзьями:
AdMarket News